Интересно, а что делают из стекла?

С чего все начиналось?

Произошло это во времена Плиния, который подробно описывает случай, произошедший во время путешествия финикийских мореплавателей. Они готовили пищу, используя куски соды в качестве подставки для костра, который размещался на песке. Когда все это нагрелось до определенной температуры и расплавилось, соединившись вместе, образовалось стекло. Конечно, путешественники еще не знали, какое применение можно найти получившемуся веществу, и очень удивились, узнав, например, что делают из стекла посуду и много других важных и полезных вещей.

Повседневное использование

Но со временем, конечно, свойства материала были изучены, и сейчас никого не удивляет, что делают из стекла вазы, статуэтки и прочие вещицы, которые являются не предметами бытового обихода, а произведениями искусства. Причем нельзя сказать, что таких тонкостей добились современные мастера. Еще в 2000 г. до Р. Х. китайцы выделывали стекло удивительным образом. Если ребенка спросить: «Что делают из стекла?» «Аквариум, окно, стакан», — ответит он, то есть назовет предметы, находящиеся в комнате, и будет совершенно прав.

Прозрачные люди

Но ведь из него делают и другие потрясающие вещи. Например, скульптуры, несмотря на хрупкость материала. Мастер из Шотландии Роб Малхолланд не стал задаваться вопросом о том, что делают из стекла другие люди. Он создал свои собственные неповторимые произведения искусства. Но он точно знал, что делают из стекла зеркала, потому что именно их способность отражать окружающий мир использовал для создания своих скульптур, которые установил в Елизаветинском лесопарке в Аберфойле. Они представляют собой силуэты людей, вырезанные в полный рост.

Посетители парка бывают чрезвычайно удивлены, когда перед ними внезапно появляется «призрак». Такой эффект возникает от того, что фигуры, вырезанные из оргстекла, не видны под определенным углом. Малхолланд установил свои скульптуры с целью не просто позабавить путешественников. Он хотел показать людям, что природный ландшафт меняется в зависимости от того, присутствуют ли они в определенном уголке Земли или нет, и привлечь внимание к истории, произошедшей после окончания Первой мировой войны. Тогда из этих мест, которые представляли собой голые склоны без деревьев, переселили фермеров, которые тут жили, и насадили лес. Таким образом, на вопрос о том, что делают из стекла, можно ответить — смысловые арт-инсталляции. И это будет правдой.

Подражая природе

Еще одним оригинальным мастером, который использует стекло для создания своих работ, стала Шайна Лейб. Описать ее произведения одним словом не получится. Если говорить просто, то они представляют собой переплетения разноцветных трубочек из стекла. Шайна добивается такого эффекта натуральности, что зритель первоначально не может понять, из чего сделано то, что ему показывают. Больше всего это похоже на морскую траву или щупальца неведомого животного. Композиции бывают разных размеров, но все они очень красивые и кажутся живыми.

Гуашь

Ваш творческий потенциал подсказывает вам, что вы сможете рисовать сложные изображения без трафарета? Как провести процесс декорирования стекол своими руками с помощью гуаши? Вам понадобится карандаш для стекла. Восковым карандашом нарисуйте на окне эскиз. Тематика может быть любая. Изобразить можно все – от пейзажа до портрета, от многофигурной композиции до чего-нибудь абстрактного. Изображение готово, теперь его нужно раскрасить. Достаньте гуашь и кисти разных размеров. Для росписи стекла вода вам не понадобится. Краска будет ложиться толстым слоем, а в рисунке на стекле очень важно, чтобы не было просветов. Заполните контур изображения. Старайтесь уложиться в один слой. Наносить второй слой краски на стекло нежелательно. Нижний цветной слой деформируется и стечет. Поэтому сразу смешивайте нужный оттенок и рисуйте уверенными штрихами. Гуашью нужно писать так же, как если бы вы писали маслом. Уверенные широкие мазки придадут рисунку неповторимый колорит.

Где еще применяется?

Хотя общество привыкло к тому, что стекло используется для бытовых целей и многие не задумываются о том, что делают из стекла творческие люди, но и в обычной жизни оно приносит значимую пользу. Сейчас трудно представить, как люди обходились без зеркал. А ведь их тоже делают из стекла. Линзы, которые изготавливают из этого материала, помогают путешественникам, медикам, ученым. Ведь их вставляют в подзорные трубы, телескопы, микроскопы. Да с ними знаком и обычный человек. Это очки, верные помощники тех, кто плохо видит. Тут тоже не обойтись без стекла. Два его свойства — прозрачность и прочность — пригодились не только в изготовлении очков.

Занятие «Предметы из стекла и металла» опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Занятие № 4

Тема: Предметы из стекла и металла

Цель: познакомить со свойствами стекла и металла и их применением; развивать любознательность, тактильную память, внимание, уточнить представление детей о том, какие предметы могут быть сделаны из стекла и металла; познакомить с профессиями людей, работающих со стеклом и металлом.

Ход занятия

В гости к детям приходит Кузя.

На столике стоят два подноса. На первом разложены предметы из стекла, на втором — из металла.

– Ребята, посмотрите, что Кузьма приготовил нам на столике. Чего тут только нет! Назовите, что вы видите, (ответы детей)

– Ребята, как вы думаете, почему Кузя положил одни предметы на первый поднос, а другие — на второй?

– Правильно, на первом подносе все предметы из стекла, стеклянные, а на втором подносе все предметы из металла, металлические.

– Вы любите играть в прятки? И Кузя тоже очень любит играть. Хотите с Кузей поиграть? Кузя сейчас будет прятать шарик (любой предмет), а вы должны будете догадаться, где он. Смотри, Кузя, прячь хорошо!

Дети закрывают глаза.

– Раз, два, три — шарик скорее найди!

Кузя прячет шарик в стакан. Дети открывают глаза и сразу находят предмет.

– Ребята, как вы так сразу смогли найти шарик?

Дети отвечают, что они увидели шарик.

– А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него шарик? Стекло какое? (Прозрачное.) Давайте скажем все вместе: «Прозрачное». А где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство – прозрачность? (Из стекла изготавливают стекла автомашин, стенки аквариума, термометры, очки, стекла вставляют в рамы окон, лампочки и т.д.)

– Хорошо, что люди придумали стекло. Что бы было, если бы у нас в группе не было стеклянных окон? (Было бы темно, не было бы солнца и света в группе, не видели бы через окно природу.)

– Ребята, Кузя опять хочет с вами поиграть. На этот раз, Кузя, постарайся спрятать шарик хорошенько.

Кузя прячет шарик в металлическую коробочку с крышкой.

– Раз, два, три – шарик найди!

Дети открывают глаза и ищут шарик. Игра «Горячо – холодно». Находят в коробочке.

– А теперь сложнее было искать? В металлической коробочке шарик не видно, но вы догадались по звуку. Когда взяли коробку в руки, шарик загремел. Металлическая коробочка непрозрачная. Повторим все вместе: «Непрозрачная».

– А теперь, ребята, Кузя просит вас выбрать и взять в руки по одному предмету. И Кузя возьмет себе то, что ему понравилось.

Кузя берег стеклянный предмет и чуть было не роняет его.

– Ой, Кузя, осторожно!

– Ребята, что было бы, если бы Кузя уронил стакан на пол? Что было бы со стаканом из стекла, если бы он ударился о твердый пол? (Он бы разбился.) Значит, стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло хрупкое.)

А металлическая коробочка тоже хрупкая? (Нет)

Проверим? (После удара о пол коробка осталась целой.)

– Стекло – хрупкое, а металл – прочный, твердый.

– Ребята, Кузя захотел попить воды и волнуется, куда же ему лучше налить воду: в стеклянный или металлический стакан. Он думает, что если стекло прозрачное, то вдруг вода из него вытечет. Давайте попробуем налить Кузе воду в металлический и стеклянный стакан. Пусть Кузя посмотрит, что будет.

Воспитатель наливает воду.

Смотри, Кузя, вода не выливается, не просачивается, а прочно удерживается во всех стаканчиках. Значит, стекло и металл обладают еще одним общим свойством – водонепроницаемостью.

– Проведем еще один эксперимент. Смотрите, ребята, если мы возьмем стеклянную и металлическую пластинки и опустим их в воду, что с ними произойдет? Правильно, они погрузятся в воду. А если в воду положить деревянную пластинку? (Будет плавать.) Значит, стекло и металл какие? Легкие или тяжелые? (Тяжелые.)

– А теперь проведем рукой по всем стеклянным и металлическим предметам. Какие они? Мягкие или твердые? (Твердые.) Гладкие или шероховатые? (Могут быть и гладкими, и шероховатыми, в этом они похожи.)

– А по запаху можно различить их? (Нет)

– А по звуку? (Можно.)

– Вот сейчас Кузя и поиграет с вами в интересную игру «Что звучит?»

Кузя стучит палочкой по различным предметам, дети узнают по звуку, какой предмет.

– И по звуку можно определить металл и стекло.

– Ребята, смотрите, а это еще кто к нам пришел?

Воспитатель показывает наряженную металлическую ложку и наряенный стеклянный бокал.

– Это давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них утверждает и уверен, что он главнее всех остальных. Ложка спорит, что из металла делают много очень полезных человеку предметов, а бокал утверждает, что из стекла – гораздо больше. Как разрешить их спор? Кто из них прав?

– Ребята, давайте разделимся на две команды. Первая команда – за ложку, вторая – за бокал. Кто больше назовет предметов, сделанных из стекла или металла.

Дети называют по очереди предметы из стекла и металла.

– Молодцы, ребята, много предметов назвали. Выходит, и ложка, и бокал были правы. И стекло, и металл – очень полезны и необходимы в жизни человека.

– Ребята, а вы знаете, откуда человек берет стекло и металл. И ты, Кузенька, не знаешь? Тогда послушайте интересную историю.

– Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Эта гора называется вулкан. Когда извержение заканчивалось, камни остывали и становились очень твердыми. Пытливый и смелый человек стал изучать свойства таких камней. Оказалось, что из такого прочною камня можно было сделать топор лучше прежнего, сделанного из обычною камня и дерева. И иголки были крепче, и нож был тверже. Этот материал человек назвал металлом. Но не везде бывают вулканы и извергаются они не всегда. Вот и додумался человек соорудить специальную огромную печь и в ней «варить» металл.

(Воспитатель иллюстрирует свой рассказ: доменном печь, люди, работающие с металлам и т.д.)

– Ребята, а кто-нибудь из вас знает, люди каких профессий работают с металлом? (ответы детей)

– Правильно, это сварщики, токари, кузнецы, металлурги.

– И стекло, ребята, – это хорошо известный всем материал. Способ получения стекла человек придумал очень давно. Археологи но время раскопок нашли стеклянную бусинку, которой уже больше тысячи лет. Так обычный чистый песок и другие специальные добавки расплавляют, хотя песок и добавки непрозрачны, при расплавлении получается прозрачная паста. Из нее вытягивают листы. Эти прозрачные стеклянные листы и вставляют в оконные рамы.

– Ребята, люди каких профессий работают со стеклом? (ответы детей)

– Правильно, стекла вставляют стекольщики. Очень интересная работа у стеклодува. Он выдувает из раскаленного стекла различные изделия: вазы, графины, игрушки, различные фигурки людей и животных, цветы.

Игра «Хорошо – плохо». Дети находят новые хорошие и плохие качества металла и стекла.

Увидеть мир

Глаза дома или квартиры — окна. Сейчас трудно представить, что когда-то вместо стекла использовали слюду, бумагу или бычий пузырь. Окна дают не только возможность увидеть окружающий мир не выходя из дома. Они еще могут украшать интерьер, если выполнены из витражного стекла. Разноцветные стекла могут быть использованы и для дверей. Витражи придают помещению яркие краски или таинственность, по желанию владельца, когда через них проникает солнечный или электрический свет.

Стол

Разновидности стеклянных столов столь популярны, что предмет такой мебели можно встретить в каждом втором доме. Кофейные, журнальные, обеденные – все они смотрятся оригинально и необычно. За счет своей прозрачности они могут добавить помещению нужную воздушность и невесомость.

Форма изготовления тоже довольно разная: круг, овал, прямоугольник и квадрат. При желании стол можно изготовить на заказ и получить причудливую и непривычную форму. Столешница может быть, как и простой глянцевой, так и матовой, с рисунком.

Ссылки по теме: Как обставить вытянутую в длину комнату

Можно переработать

Стекло стало для человека настоящим другом. Огромным плюсом этого материала является возможность его вторичной переработки. Не зря собирают использованную стеклянную тару и битое стекло. Ее отвозят на заводы по переработке вторсырья и переплавляют для дальнейшего использования. Таким образом, предприниматели экономят свои расходы на производство изделий, и улучшается экология. Это отличный способ помочь планете избавиться от мусора. Ведь иначе придется ждать разложения стекла более 1000 лет.

Жидкое стекло

Думаете над тем, как декорировать стеклянную тарелку? Тогда обратите внимание на технику с жидким стеклом. Для работы вам понадобится красивый декоративный материал. Это могут быть ракушки, бисер, красивые камушки, мелкие игрушки или любые другие декоративные элементы. Из собранного материала на дне тарелки нужно выложить композицию. Если вы хотите, чтобы ваше изделие имело фон, то дно емкости нужно заранее покрыть акрилом. Когда композиция будет готова, то ее следует аккуратно залить слоем жидкого стекла. Останется дождаться момента, когда стекло застынет, и изделие будет готово.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]