Сени и порог в доме
Первое с чем сталкивался гость, зайдя в дом — это сени. Это своего рода зона между отапливаемым помещением и улицей. Весь холод задерживался в сенях и не поступал в основное помещение. Сени использовались славянами в хозяйственных целях. В этом помещении держали коромысло и другие вещи. В сенях располагался чулан. Это помещение, которое отделялось от сеней перегородкой. В нем располагался ларь с мукой, яйца и другие продукты.
Отапливаемое помещение и сени отделяли дверь и высокий порог. Такой порог делался для того, чтобы холодному воздуху было сложнее проникать в теплое помещение. Кроме этого, существовала традиции, согласно которой гость, входя в помещение, должен был кланяться, приветствую хозяев и домового. Высокий порог как раз «принуждал» гостей преклоняться, входя в основную часть дома. Так как вход без преклонения обеспечивал удар головы об косяк. С приходом на Русь христианства поклон домовому и хозяевам дополнился осенением себя крестным знамением и поклоном иконам в красном углу.
Где ставили печь в русской избе
Переступая через порог, гость попадал в основное помещение избы. Первое, что попадало на глаза — печь. Располагалась она сразу слева или справа от двери. Русская печь — основной элемент избы. Отсутствие печи говорит о том, что строение является нежилым. Да и свое название русская изба получила именно благодаря печи, которая позволяет топить помещение. Еще одна важная функция данного устройства — приготовление пищи. До сих пор нет более полезного способа приготовления еды, чем в печи. В настоящее время существуют различные пароварки, которые позволяет сохранить максимум полезных элементов в пище. Но все это не сравнимо с приготовленной едой из печки. С печью связано много поверий. Например, считали, что она являлась любимым местом отдыха для домового. Или, когда ребенок терял молочный зуб, его учили бросать зуб под печку и говорить:
«Мышка, мышка, на тебе репяной зуб, а ты дай мне костяной зуб»
Также считалось, что мусор из дому нужно сжигать в печи, чтобы энергия не уходила наружу, а оставалась внутри помещения.
Образ русской избы в современном интерьере
Заблудилась дорога за речкой,
Затерялась в лесной стороне.
До свиданья, железная печка,
Согревавшая детство во сне.
Заблудилась дорога за речкой, Затерялась в лесной стороне. До свиданья, железная печка, Согревавшая детство во сне. Несмотря на то, что изба существовала уже в IX веке, ее нельзя считать примитивной постройкой. [1, с.87] Русские крестьянские дома строили из дерева, они были просторными, с низкими потолками. Параллельные и перпендикулярные линии в застройке делали их, по словам И. Футуана, скорее современными, нежели примитивными. [2, с.66] Такой подход отвечает известному определению Роберта Редфилда, рассматривавшего «крестьянский мир» как переходную стадию от примитивной общности к современному городу. [3, с.26]
Крестьянский дом постоянно менялся в период с 1880 до 1930 год. Но несмотря на все эти перемены, он разительно отличался от современного многоквартирного дома. Обычаи и традиции играли первостепенную роль в сооружении домов. Безотносительно того, кто строил избу, крестьянин всегда точно знал, какой она должна быть. Русские крестьяне строили дома в основном из дерева, которое они «добывали» в окружающих лесах. К 1900 году представление крестьянина о хорошем доме включало в себя не только избу. Почти повсеместно стали пристраиваться неотапливаемые сени. Источником тепла была традиционная русская печь. [4, с.9] В избе старожилы устанавливали одну печь, предназначенную и для обогрева, и для приготовления пищи, — хлебную, которую располагали в углу избы, слева или справа от входа.
Это не исключало установки дополнительных печей, но их использовали только для обогрева. Устье («чело», «цело», «са/я/ло») хлебной печи было обращено к стене противоположной входу и освещалось боковым окном. Печь стояла почти вплотную к боковой стене. Между ними оставалось 20–30 см, где хранили кухонную утварь — ухваты, клюку (кочергу), помело (веник из сосновых лап) и т.п. Между печью и торцевой стеной, над входом, устраивались деревянные полати. Подобную планировку можно отнести к северо-среднерусской. В крестовых домах и пятистенках с прирубом печь располагалась так, чтобы можно было отапливать либо все помещения, либо несколько из них. В этом случае делали печь с подтопком или камельком. Изба старожилов делилась на различные части, имевшие свои названия и семантическую нагруженность, связанную с назначением и стоявшим там оборудованием.
Значимость пространства избы возрастала от входа к противоположной стене, где находился «передний угол» с иконами и столом. Самым малопочетным местом была часть избы около входа, располагавшееся между койкой и печью, — «под порог». Пространство между печью и стеной, где располагался «передний угол», старожилы называли «куть». Оно традиционно принадлежало женщине и предназначалось, в основном, для приготовления пищи и шитья. Там стоял «ящик» с вещами хозяйки — сундук с приданым, взятым из дома родителей.
Возле печи был вход в подполье — «голбец». К печи со стороны входной двери примыкала небольшая лавочка, называвшаяся «голбчик» [4, с.13]. Многих людей все больше привлекают традиционные ценности, и желание обустроить жилье в соответствии с последними модными тенденциями уступает обращению к истокам. Стиль исконно русской избы напоминает деревенский стиль в интерьере и экостиль сразу. Он начинается, естественно, с дерева – этот материал заполняет практически все помещение. Исторически верный вариант – бревенчатые срубы, также дополняются отделкой досками с эффектом состаренности, на стенах, полу и потолке. Пластиковые окна заменяются на деревянные рамы, желательно с распашными ставнями. Полы могут быть устланы домоткаными коврами или дорожками. Потолок, сделанный из тонких бревнышек или полубревен, появился в русских избах только в XVIII веке. До этого же пространство внутреннего помещения избы уходило под самую крышу. При топке печей «по- черному» потолок просто не был нужен, так как дым только скапливаться бы под ним.
Потолки начали делать только при топке избы «по-белому» (через трубу в печи), при этом покрытие потолка укладывалось на толстые балки. Стиль интерьера Русская изба предполагает использование на потолке элементов яркой росписи в виде растительных орнаментов. Особое место в современном интерьере загородных домов и даже квартир занимает русская печь. Она становится центральным элементом зонирующим пространство, а так же привносит в интерьер смысловое и духовное наполнение. Функционально она так же совмещает в себе печь, лежанки, камин и декоративность.
Все элементы русской избы могут оставаться в своем исконном варианте либо трансформироваться, дополняться новыми материалами, текстурами и даже смыслом. Этно стиль в интерьере хорош тем, что кардинально переделывать пространство своего дома не обязательно. Можно обойтись подборкой натуральных материалов и определенных форм, присущих национальному стилю, использовать фольклорные мотивы в декоре.
Литература:
1. Е.Е. Блумквист. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения)/ Восточнославянский этнографический сборник. Труды института им. Миклухо-Маклая, новая серия, том 31.М.,1956,с.82.
2. И.В.Маковецкий. Архитектура русского жилища. М.: Изд-во Академии наук СССР,1962,с.66.
3. Сельское жилище/под ред. А.Н. Сысина,М.,1928,с 26.
4. У.К. Брумфильд и Блер Рубл. Жилище в России: век XX Архитектура и социальная история. М. 2002, с.9.
ЖУРНАЛ: SCIENCE TIME 2020. № 5 (17). С. 483-485.
Автор: Удалова Надежда Николаевна член Союза дизайнеров России
Всем добра, бобра и уютных изб
Красный угол в русской избе
Красный угол — неотъемлемая составляющая внутреннего убранства русской избы. Он располагался по диагонали от печи (чаще всего это место выпадало на восточную часть дома — на заметку тем, кто не знает куда установить красный угол в современном жилище). Это было священное место, где находились рушники, иконы, лики предков и божественные книги. Необходимой частью красного угла являлся стол. Именно в этом углу вкушали пищу наши предки. Стол же считался неким алтарем, на котором всегда находился хлеб:
«Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска»
Поэтому даже сегодня традиция не позволяет сидеть на столе. А оставлять ножи и ложки считается дурной приметой. До сегодняшних дней сохранилось еще одно поверье связанное со столом: молодёжи запрещалось сидеть на углу стола, дабы избежать участи безбрачия.
Самые красивые русские избы
Один из символов России, которым восторгается, без преувеличения, весь мир, — это деревянная изба. Действительно, некоторые из них поражают своей невероятной красотой и уникальностью. О самых необычных деревянных домах — в обзоре «Моей Планеты».
Где: Свердловская обл., д. Кунара
В небольшой деревушке Кунара, расположенной в 20 км от Невьянска, находится сказочный терем, признанный в 1999 году на конкурсе самодельного деревянного зодчества лучшим в нашей стране. Здание, напоминающее большой пряничный дом из сказки, создано вручную одним-единственным человеком — кузнецом Сергеем Кирилловым. Он создавал эту красоту 13 лет — с 1954 по 1967 год. Все украшения на фасаде Пряничного домика выполнены из дерева и металла. И дети, держащие в руках плакаты с надписями: «Пусть всегда будет солнце…», «Летите, голуби, летите…», «Пусть всегда будет мама…», и ракеты, готовые взмыть ввысь, и всадники на конях, и солнце, и богатыри, и символы СССР… А еще множество различных завитушек и необычных цветов. Зайти во двор и полюбоваться рукотворным чудом может любой желающий: вдова Кириллова ворота не запирает.
Где: Смоленская обл., п. Фленово, историко-архитектурный комплекс «Теремок»
В этот историко-архитектурный комплекс входят четыре постройки, которые раньше принадлежали известной меценатке Марии Тенишевой. Особого внимания заслуживает Главная усадьба, созданная в 1902 году по проекту Сергея Малютина. Этот резной сказочный теремок — настоящий шедевр русского малого зодчества. На главном фасаде дома расположилось невероятной красоты окно. В центре, над резными рамами, присела отдохнуть Жар-птица с кокетливым хохолком, по обеим сторонам от нее встают на дыбы изящные коньки. Чудо-животных согревает своими лучами резное солнце, а витиеватые сказочные узоры из цветов, волн и прочих завитушек поражают своей фантастической воздушностью. Бревенчатый сруб терема поддерживают зеленые чешуйчатые змеи-горынычи, а под сводом крыши расположились два месяца. На окне с другой стороны — Царевна-Лебедь, «плывущая» по деревянным волнам под резным небом с Луной, месяцем и звездами. В таком стиле было оформлено в свое время все во Фленово. Жаль, что сохранилась эта красота лишь на фотографиях.
Где: Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 21
Сегодняшний Дом Европы — это бывшая усадьба купцов Шастиных. Этот дом — одна из визитных карточек Иркутска. Он был построен еще в середине XIX века, но лишь в 1907 году его украсили резьбой и прозвали Кружевным. Ажурные деревянные украшения, изящные узоры фасадной части и окон, удивительной красоты башенки, сложные очертания кровли, фигурные деревянные столбики, рельефная резьба ставень и наличников делают этот особняк совершенно неповторимым. Все элементы декора выпиливались вручную, без лекал и шаблонов.
Где: Карелия, Медвежьегорский р-н, о. Кижи, Музей-заповедник деревянного зодчества «Кижи»
Этот двухэтажный дом, похожий на богато украшенный терем, был построен в деревне Ошевнево во второй половине XIX века. Позднее его перевезли на о. Кижи с Большого Климецкого острова. Под одной большой деревянной избой расположились и жилые, и хозяйственные помещения: такой тип постройки сложился на Севере в старину из-за суровых зим и особенности быта местных крестьян. Интерьеры дома были воссозданы в середине XX века. Они представляют собой традиционное убранство жилища зажиточного крестьянина Севера конца XIX столетия. Вдоль стен избы протянулись массивные деревянные лавки, над ними расположились полки-воронцы, в углу — большая кровать. И разумеется, обязательная печь. Хранятся здесь и подлинные вещи того времени: глиняная и деревянная посуда, берестяные и медные вещицы, детские игрушки (лошадка, санки, ткацкий станочек). В горнице можно увидеть диван, буфет, стулья и стол работы местных умельцев, кровать, зеркало: обычные предметы повседневного быта. Снаружи дом выглядит очень нарядно: с трех сторон его опоясывают галереи, на окнах резные наличники… Оформление трех балконов совершенно разное: точеный балясик служит ограждением западного и южного балконов, а у северного сплошь ажурное исполнение из плоских теснин. Декор фасадов отличается сочетанием пропильной и объемной резьбы. А сочетание овальных выступов и прямоугольных зубьев — характерный для районов Заонежья прием «вырезания» узоров.
Где: Москва, Погодинская ул., 12а
Старых деревянных домов в Москве осталось очень мало. Но в Хамовниках среди каменных строений красуется историческое здание, построенное в традициях русского деревянного зодчества в 1856 году. Погодинская изба — деревянный сруб известного российского историка Михаила Петровича Погодина.
Этот высокий сруб, сложенный из добротных бревен, был построен архитектором Н.В. Никитиным и подарен Погодину предпринимателем В.А. Кокоревым. Двускатная крыша старого дома украшена деревянным резным узором — пропильной резьбой. Деревянным кружевом убраны и ставни окон, «полотенца», «подзоры» и другие детали избы. А яркий голубой цвет здания вкупе с белоснежными украшениями делают его похожим на домик из какой-нибудь старой русской сказки. Только вот настоящее у Погодинской избы совсем не сказочное — сейчас в доме размещены офисы.
Где: Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 112
Городская усадьба В.П Сукачева создана в 1882 году. Удивительно, но за прошедшие годы историческая целостность этого строения, его изумительная красота и даже большая часть примыкающей парковой зоны остались практически неизменны. Бревенчатый дом с четырехскатной крышей украшен пропильной резьбой: фигуры драконов, фантастические стилизованные изображения цветов, сложные переплетения ограды на крыльце, причелины, пояски карнизов — все говорит о богатой фантазии сибирских мастеров и чем-то напоминает восточные орнаменты. Собственно, восточные мотивы в оформлении усадьбы вполне объяснимы: в то время развивались культурные и экономические связи с Китаем и Монголией, что влияло на художественный вкус сибирских умельцев . В наши дни усадьба не только сохранила свой великолепный облик и удивительную атмосферу, но и живет достаточно насыщенной жизнью. Здесь часто бывают концерты, музыкальные и литературные вечера, устраиваются балы, мастер-классы для маленьких гостей по лепке, рисованию, изготовлению лоскутных кукол.
Лавка с сундуком в избе
Предметы быта в русской избе играли каждая свою роль. Скрыня или сундук для одежды являлся важным элементов дома. Скрыня переходила по наследству от матери к дочери. В него складывалось приданное девушки, которое она получала после замужества. Располагался этот элемент интерьера русской избы чаще всего рядом с печкой.
Лавки также являлись важным элементов интерьера русской избы. Условно они делились на несколько видов:
- долгая — отличается от остальных длиной. Считалась женским местом, где занимались вышиванием, вязанием и т. д.
- короткая — во время трапезы на ней сидели мужчины.
- кутная — устанавливалась около печи. На ней ставились вёдра с водой, полки для посуды, горшки.
- пороговая — шла вдоль стены, где расположена дверь. Использовалась в качестве кухонного стола.
- судная — лавка выше, чем другие. Предназначалась для хранения полок с посудой и горшков.
- коник — мужская лавка квадратной формы с вырезанной конской головой сбоку. Располагалась около двери. На ней мужчины занимались мелким ремеслом, поэтому под лавкой хранились инструменты.
- «нищая» также располагалась у двери. На нее мог садиться любой гость, вошедший в избу без разрешения хозяев. Связано это с тем, что гость не может пройти в избу далее матицы (бревно, служащее основанием для потолка). Визуально матица выглядит как выступающее бревно поперек основных уложенных досок на потолке.
Горница — это еще одно жилое помещение в избе. Имелось оно у зажиточных крестьян, ибо подобное помещение мог позволить себе не каждый. Горница чаще всего устраивалась на втором этаже. Отсюда её название горница — «гора». В ней находилась другая печь, называемая голландкой. Это печь округлой формы. Во многих деревенских домах они стоят до сих пор, являясь украшением. Хотя даже сегодня можно встретить избы, которые отапливаются этими старинными приборами.
О печи уже сказано достаточно. Но нельзя не упомянуть и те инструменты, которые использовались в работе с русскими печами. Кочерга — самый известный предмет. Представляет собой железный прут с загнутым концом. Применялась кочерга для размешивания и сгребания углей. Помело же использовалось для очищения печи от углей.
С помощью ухвата можно было перетаскивать или передвигать горшки и чугунки. Он представлял собой металлическую дугу, которая позволяла захватывать горшок и переносить его с места на место. Ухват позволял ставить чугунок в печь без боязни обжечься.
Еще одним предметом, используемым в работе с печкой, является хлебная лопата. С помощью неё хлеб помещают в печь и вытаскивают после приготовления. А вот слово «чапля» знают не многие. Этот инструмент по другому называют сковородник. Использовался он для захвата сковороды.
Русская изба. Интерьер и структура
Издавна деревянная изба была местом жительства каждого простого русского человека. Такие дома, сооруженные из деревянных досок (или цельных бревен), начали возводить еще во время существования Киевской Руси. До сих пор многие ценители старины строят для себя подобные жилища. В отличие от каменных памятников архитектуры, самые древние избы не сохранились до наших дней, однако в качестве наглядного примера нам достались домишки, построенные в 19 столетии. Глядя на них, можно определить и быт того времени, и интерьер, да и прочие особенности былой жизни.
Форма таких построек предельно проста — квадрат или прямоугольник. Такая геометрическая точность сохраняется и внутри сооружения, даже если оно разделено на несколько разных комнат. Именно благодаря такому архитектурному приему создается неповторимая атмосфера уюта и тепла, которой может похвастаться только русская изба. Интерьер, как правило, был незамысловатым. Жилище состояло из нескольких помещений, в числе которых можно назвать горницу, сени, клеть и чулан. В некоторых избах строились также подклеть, крыльцо и чердак – все зависело от достатка хозяина.
Как правило, по окружающим предметам и их расстановке сразу можно понять, что это именно русская изба. Интерьер таковой отличается строгостью, лаконичностью и минимализмом. Непременным атрибутом старинной избушки являлись длинные скамейки, которые прибивались к стенам или к полу. Близ них мог находиться обеденный длинный стол. Все предметы быта, посуда и вещи располагались на подвесных полках, которые прибивались к стенам. В некоторых домах стоял сервант, однако это далеко не обязательная деталь, особенно если жилая площадь невелика. Ведь простор – это основной критерий, которым должна характеризоваться русская изба.
Интерьер старинных деревенских домишек, несомненно, дополнялся печкой. Она располагалась в центре жилого помещения, а вокруг нее размещали столы, полки и крючки, на которых вешали кочергу, половник, кастрюли и горшки с ручками. На задней части печки нередко размещали люльку, спать в которой было тепло, особенно в зимнюю стужу. Именно такой во многих наших сказках представлена русская изба.
Интерьер крестьянских домов былых веков щедро украшался различными аксессуарами и росписью. Как правило, национальными орнаментами расписывали печь, столы и скамейки, полочки, посуду и оконные рамы. В основе таких рисунков лежали изображения солнца, коловраты и геометрические узоры в красных, желтых и черных тонах. Расписные тарелки и горшки ставили на полки, и они становились достойным дополнением к общему ансамблю.
Если вы желаете в своем доме создать интерьер в стиле русской избы, то придется начать с внутренней отделки стен. Они должны быть выполнены из бревен или досок, желательно сосновых деревьев. Закажите у производителя деревянную мебель в характерном стиле, а потом можете сами ее расписать, если владеете кистью.
Увидеть интерьер русской избы в картинках можно в статье и, отталкиваясь от них, воссоздать что-то свое. Воплотить былые традиции не так уж и сложно, учитывая разнообразие современных материалов и фантазию дизайнеров.
Колыбель в избе
Колыбель на Руси имели различные формы. Были и выдолбленные, и плетеные, и подвесные, и «ваньки-встаньки». Названия же их были на удивление разнообразны: люлька, зыбка, колиска, качалки, баюкалка. Но с колыбелью связан ряд традиций, который оставался неизменным. Так, например, считалось необходимым устанавливать колыбель в том месте, где младенец может наблюдать рассвет. Качать пустую колыбель считалось плохой приметой. В эти и многие другие поверья мы верим и по сегодняшний день. Ведь все традиции предков основывались на их личном опыте, который новое поколение приняло у своих пращуров.